Знамена и знаменосцы французской армии


Полковые знамена наполеоновской армии носили название «орлов», так как все они были увенчаны золочеными фигурками императорских орлов. В отличие от российской армии, где священным считалось полотнище знамени, и именно оно подлежало сохранению в любых условиях, у французов знаменное полотнище являлось заменяемым материалом, а священным, сохраняемым в сражениях объектом было знаменное древко с закрепленным вверху золоченым изображением имперского орла. Полотнище французского знамени представляло собой чередование синей, белой и красной полос, расшитых золочеными монограммами Наполеона Бонапарта («N»), имперскими коронами, орлами и пчелами (символом трудолюбия). По предписанию Наполеона эти знамена во время сражения должны были находиться в гуще фузилерных рот, которые составляли основную массу полка, и могли обеспечить надежную защиту «орла».
Для охраны знамени в бою во французской армии выделялись три знаменосца, которые своей головой отвечали за сохранность «орла»; это были наиболее заслуженные и уважаемые ветераны полка, своей кровью, пролитой на поле боя доказавшие право сохранять полковую святыню и нести ее от победы к победе…
1-й ЗНАМЕНОСЕЦ нес самого орла, и являлся в центром знаменного построения. Чести нести знамя удостаивался лейтенант, прослуживший в армии не менее 10 лет и принявший участие в наиболее важных сражениях Наполеона: при Ульме, Аустерлице, Иене или Фридланде. Кандидатуру 1-го знаменосца утверждал лично император.
2-й и 3-й ЗНАМЕНОСЦЫ шли по сторонам «орла», обеспечивая сохранность знамени; они отбирались из числа отличившихся ветеранов. Каждый знаменосец был вооружен парой пистолетов в кобуре на груди и короткой пикой, украшенной треугольным вымпелом (красным у 2-го знаменосца и белым у 3-го)




Музыканты

Во времена отсутствия радио и телефонной связи полковые и батальонные музыканты всех армий Европы играли исключительно важную роль, фактически выполняя функции связистов. В грохоте боя, когда практически невозможно было расслышать речевые команды, пронзительные звуки труб указывали офицерам и солдатам, что нужно делать, а барабаны и флейты отсчитывали их темп шага, помогая держать равнение в строю и подбадривая дух бойцов. Профессия музыканта в те времена была достаточно опасной: французские музыканты (как и русские) участвовали в бою вместе с остальной пехотой, причем вооружены они были только холодным оружием (тесаками), а руки их были заняты громоздкими музыкальными инструментами. Среди музыкантов наполеоновской армии было очень много подростков: это были дети солдат, их служба начиналась с 14 лет, и зачастую они сражались плечо к плечу со своими отцами.
Во французской армии помимо полковых и батальонных трубачей и барабанщиков, выполнявших функции связистов, намного шире, чем в русской армии, использовались полковые оркестры, оснащенные всеми видами известных тогда в Европе музыкальных инструментов. Эти оркестры обычно состояли не из детей солдат, а из профессиональных музыкантов, завербованных за деньги или призванных на службу по рекрутскому набору. Если в русской армии численность таких оркестров ограничивалась уставами и самими командирами полков, то у французов каждый полковой командир стремился расширить свой оркестр и сделать его как можно более пышным и красивым. Военные оркестранты носили особые мундиры так называемых «реверсных цветов» (в которых основной – синий – цвет французской армии использовался только как отделка, а сам мундир музыканта имел приборный цвет данного полка, а то и вообще сочетал в себе самые немыслимые оттенки). Эти разноцветные мундиры богато украшались различными серебряными или золочеными вышивками, шнурами, пуговицами и другими аксессуарами. В этом соревновательном украшательстве форма музыкантов французской армии постепенно перешла все допустимые пределы, превратив их в настоящих ярмарочных шутов. Именно поэтому в тяжелом 1812 году Наполеон издал указ, предписывавший одевать музыкантов в относительно скромную форму зеленого (в кавалерии) или синего (в пехоте) цвета с имперскими галунами (напоминающую форму русских музыкантов). Однако далеко не все командиры выполнили распоряжение императора, и до самого конца империи музыканты некоторых полков походили на тропических попугаев.
Наполеон, который сам по себе почти не интересовался музыкой, никогда не протестовал против чрезмерного расширения полковых оркестров, так как придавал большое значение тому сильному впечатлению, которое музыка производила на солдат и простой народ. Единственное его выступление против оркестров произошло в 1802 году, когда консул Бонапарт упразднил всех конных музыкантов, оставив только необходимых для подачи команд в бою трубачей. Однако это была вынужденная мера: музыканты перешли в пехотные полки, а освободившиеся лошади позволили Наполеону сформировать 4 новых кавалерийских полка, крайне необходимых в период тотальной нехватки вооружения и снаряжения. Как только ситуация улучшилась, музыканты в кавалерии были восстановлены и получили еще более вычурную и пышную форму.
Музыканты французских полковых оркестров играли большую роль в основном только на парадах, в сражениях, в отличие от русских музыкантов, они рисковали своей жизнью крайне редко; лишь в случае необходимости и прямого приказа находившиеся во второй линии оркестры играли в бою различные мелодии для поднятия боевого духа солдат. Мелодии, исполняемые французскими военными музыкантами, достаточно сильно отличались от мелодий русских музыкантов. Если в российской армии оркестры играли в основном торжественные марши и кантаты, то французская армия шествовала на походе и в бою под мелодии из водевилей или народных песен (вроде: «Люблю я лук, пожаренный на масле», или «Роза, я посылаю тебе весточку обо мне»). Этот легкомысленный стиль французской военной музыки наполеоновской эпохи был отлично передан в знаменитом советском фильме «Гусарская баллада»: помните, фривольную песенку «Жил-был Анри Четвертый, он славный был король; любил вино до черта, хоть трезв бывал порой», под которую наступала французская армия…


Строй музыкантов 15-го полка легкой пехоты; впереди – тамбурмажор (военный дирижер)

 Тамбурмажор 17-го легкого полка, музыкант 15-го легкого полка и барабанщик 27-го легкого полка французской армии
 

 Корнетист роты шассеров французской легкой пехоты, трубач эскадрона литовских татар императорской гвардии, флейтист 10-го легкого полка в форме образца 1812 г




Литаврщик Драгунского полка Старой гвардии, литаврщик конно-егерского полка Старой гвардии

Кривель Ольга

Комментариев нет:

Отправить комментарий